Сохраняя традиции

Мощь Федерера исходит от земли


Роджер Федерер как будто выходит за рамки тенниса перед каждым приёмом мяча. Его движения ног, как шёпот, в то время как большинство двигается со скрипом. Он руководствуется инстинктами, больше ощущая корт шестым чувством, держа голову так, как будто на его макушке балансирует книга.


Теннисисты говорят, что Федерер охватывает корт как никто другой. Они говорят, что он поджидает как Ларри Бёрд, изящно атлетичен как Майкл Джордан. Его ноги проворны как у Джерри Райса. Чувство момента как у Уэйна Гретцки. Поэтическая мощь как у Мохаммеда Али.


Главное, что делает Федерера лучшим игроком в истории мужского тенниса, это то, что он начинает все от пола, с ног.


«Когда Роджер на полном ходу, он выглядит скользящим, почти как плывёт над кортом», — говорит бывшая первая ракетка мира Джим Курье.


Всё, что также отделяет Федерера от его коллег: волшебный приём, свирепый удар справа, успех на любых покрытиях — всё начинается с искусного танца, который может оценить только кто-нибудь вроде Кэтрин Беннетс.


Беннетс работает в Королевском Балете Фландрии в Бельгии. Она выросла в Австралии, где теннисные корты на каждом углу, и когда она стала профессиональной танцовщицей, она заметила взаимосвязь движений между обоими видами. Элитные танцоры сочетают скорость, ловкость, силу и координацию. Их грация связана с пониманием своих ног и ощущением всего потока усилия от них. Они двигаются так легко и устойчиво, что кажется, что они репетировали многие тысячи часов.


В Федерере Беннетс нашла теннисного Михаила Барышникова.


По её словам, у него есть его плавность. Лёгкость, делающая его особенным. Он утончённый художник. Он передвигается, подобно танцору.


Всё начинается инстинктивно. Федерер предвосхищает направление мяча и прибывает на место раньше, срезав угол. Он чётко регулирует работу ног, применяя там где нужно то крошечные, то длинные шаги.


При этом он монополизирует самый важный элемент в профессиональном теннисе: время. Мяч зависает на дополнительную секунду, что позволяет Федереру генерировать более высокую скорость ракетки и направлять её под более острым углом. Чем быстрее он достигает мяча, тем больше он крадёт времени у противника, не давая ему восстановиться и заставляя играть ближе к линии.


«Ты чувствуешь как будто тебя зажимают», — говорит Джастин Джаймлстоб, бывший профи. «Это не просто психологически. Это буквально. Он сокращает корт.»


Федерер в движении, практически не издаёт звуков. В отличии от Рафаэля Надаля, чей силовой стиль, это какофония из ворчания и скрипа кроссовок, Федерер работает в относительной тишине.


Наблюдая как Федерер накрывает мяч, Джаймлстоб вспоминает олимпийских прыгунов в воду — чем меньше брызг, тем выше оценка. Федерер двигается так хорошо, как если бы он нырял с Эмпайр Стэйт Билдинг без всплеска.


Брэд Гилберт, тренер и комментатор, говорит, что Федерер сохраняет энергию, не теряя движения, позволяя ему подавать мяч, заставляя других игроков, в частности Надаля, гнаться за ним. Это экономит энергию Федерера, но и это не всё. Федерер знает когда ударить, в критический момент, когда меньше всего ожидаешь.


Федерер (рост 185 см), компактнее в верхней части, толще и сильнее в нижней, сбалансирован. Когда он бежит, он держит верхнюю часть тела почти на одном уровне.


Он делает, большинство, если не все, свои движения с ног. Это часть его гения.


Работа его ног становится более очевидной, когда он играет плохо. Тогда он делает выпады или тянется, выглядит неудобным и неустойчивым. Это было в 2008, когда он пропустил три из его обычных периодов подготовки в Дубае из-за мононуклеоза, и Олимпийские игры в Пекине из-за боли в спине.


Курье сравнил Федерера в 2008 со спортивной машиной со спущенной шиной. В спорте где победа и поражение разделены миллиметрами, это серьёзное препятствие.


Человек — учебное видео


Дэвид Бэйли, фитнес-тренер и тренер теннисистов по подготовке ног, автор «Метода Бэйли», изучив более 30000 видеозаписей с движениями теннисистов, утверждает, что работа ног самая слаборазвитая часть тенниса. Бэйли сломал всю стандартную теннисную подготовку ног и привнёс в неё, так называемые, 15 контактных движений, заимствованных из стиля Брюса Ли — базовые спортивные движения при ударе по мячу — и он представил обучающее видео, где для каждого из них есть соответствующий видеоролик.


Солидные профи выполняют 7 контактных движений на высоком уровне, согласно его исследованиям. Три наступательных, два защитных и 2 объединённых. И эти движения определяют стиль игрока, будь то специалист по игре на линии или специалист по грунту.


Федерер единственный, изученный Бэйли профи, кто выполняет на высоком уровне все 15 движений. Если бы Бэйли хотел он мог бы использовать Федерера для каждого ролика.


«У него 360-и градусный набор навыков», — говорит Бэйли. «Он фантастически идёт вперёд, назад, в сторону, на любых покрытиях. У него нет движений впустую». Некоторые теннисисты имеют одну более сильную ногу, что делает их некоторые удары и позиции на корте неудобными. Это часто характерно и для других видов спорта, например футбола.


Федерер согласен, что футбол помог ему, но также он причисляет к своему успеху Пьера Паганини, своего фитнес-тренера, который сфокусировал его на работе ног. Ранее в своей карьере Федерер изучал игроков, таких Ллейтон Хьюитт, который двигался в пятом сете также хорошо, как в первом. Федерер решил: никогда не проигрывать матчей из-за фитнеса.


Паганини подчеркнул важность движения. Он разработал учения, характерные для теннисного корта, в отличие, например, от любимого Андре Агасси бега по пересечённой местности. Он сделал работу с ногами для Федерера снова весёлой. Паганини также вставил в сезонный график Федерера 3 тренировочных блока, в которых всё фокусируется на фитнесе и работе ног, а не на ударах справа.


«Моя работа ног исходит из моего фитнеса. Если я в форме, я двигаюсь хорошо, и это ставит меня и соперника в равные условия. А это то, где я обычно бываю лучшим игроком. Это то, где я получаю преимущество», — говорит Федерер.


Всё больше игроков бьют слева из открытой позиции, скользят на тяжёлых покрытиях, ярко бьют справа и делают выпады как из справочника по сквошу — в настоящий момент движение имеет первостепенное значение в теннисе. Скорость, а не удары, движет современные игры.


Есть несколько спортсменов двигающихся как Роджер Федерер, как он скользит от задней линии к средней и обратно. Некоторые быстрее. Другие техничнее. Однако никто не может сравниться с Федерером на полном ходу.


Грег Бишоп (Нью-Йорк Таймс), 30.08.2009



Сравнение с карате


Я нашёл эту прекрасную статью в Нью-Йорк Таймс, об эффективной и искусной работе ног Федерера и о его способность вырабатывать энергию от основания, что делает его одним из лучших игроков в истории тенниса. Мне всегда приятно видеть когда спортсмены выходят на уровень искусства, вы услышите те же описания, легкой мощи, лёгкого фокуса, плавности, чистоты, без лишних движений. В карате эти качества изучались больше чем в других видах спорта, и они не просто оставлены практикующим, найти или не найти, но безусловно над ними надо работать, их нельзя просто съесть или ввести. Существует система, позволяющая добиться каждому движений на уровне искусства. Может из-за большого опыта в карате я увидел несколько подобных учений в танцах и гимнастике. Я возьму некоторые моменты статьи и сравню их с учениями карате и конкретно моего учителя.


В карате обучение многих поколений всегда начинается с позиции и стойки, и тот кто способен увеличить силу реакции пола и эффективно передавать её через центр тела к рукам и ногам может создать гораздо большее усилие чем более крупный и сильный человек. Только при хорошей позиции можно по настоящему мастерски работать ногами, так как ноги и стопы являются выражением позвоночника и центра тела. Эти концепции получают всё большее признание в других видах спорта и даже просто могут применяться в повседневной деятельности.


Нью-Йорк Таймс:

Роджер Федерер как будто выходит за рамки тенниса перед каждым приёмом мяча. Его движения ног, как шёпот, в то время как большинство двигается со скрипом. Он руководствуется инстинктами, больше ощущая корт шестым чувством, держа голову так, как будто на его макушке балансирует книга.


Айко (секретарь моего учителя) постоянно напоминала мне о том, что ноги нужно держать мягкими и лёгкими, голову неподвижно, и заставляла меня практиковать работу с ногами, удерживая при этом книгу на голове, или говорила мне, чтобы я представил, что голова просто балансирует на плечах, и если она упадёт то у меня между ногами, а не в какую-либо сторону. Сэнсэй Нишияма не любил объяснять слишком много, он просто ударил меня палкой, чтобы напомнить о позе.


Нью-Йорк Таймс:

Главное, что делает Федерера лучшим игроком в истории мужского тенниса, это то, что он начинает все от пола, с ног.


Вы также можете определить уровень каратиста: больше энергии генерируется от пола и центра тела — выше качество, больше энергии от рук и ног — ниже.


Нью-Йорк Таймс:

«Когда Роджер на полном ходу, он выглядит скользящим, почти как плывёт над кортом», — говорит бывшая первая ракетка мира Джим Курье.


В Японских Будо (японских боевых искусствах) термин Укими означает «плавающий», означающий, что ноги как бы подвешены к центру тела, так чтобы центр управлял стопами, при этом стопы выглядят скользящими. Сэнсэй Нишияма использовал выражение: «Стопы находятся в одном листе бумаге от пола», или «ходить по тонкому льду», или «ходить на рисовой бумаге».


Нью-Йорк Таймс:

Всё, что также отделяет Федерера от его коллег: волшебный приём, свирепый удар справа, успех на любых покрытиях — всё начинается с искусного танца, который может оценить только кто-нибудь вроде Кэтрин Беннетс. Беннетс работает в Королевском Балет Фландрии в Бельгии. Она выросла в Австралии, где теннисные корты на каждом углу, и когда она стала профессиональной танцовщицей, она заметила взаимосвязь движений между обоими видами. Элитные танцоры сочетают скорость, ловкость, силу и координацию. Их грация связана с пониманием своих ног и ощущением всего потока усилия от них. Они двигаются так легко и устойчиво, что кажется, что они репетировали многие тысячи часов. В Федерере Беннетс нашла теннисного Михаила Барышникова.


Айко была профессиональной танцовщицей, 40 лет назад она приехала из Японии изучать танцы в Лос-Анджелес (очень редко в то время), и многие люди не знают, что многие учения Сэнсэя Нишиямы испытали влияние Айко, её глубоких знаний движений танцев. Когда она работала со мной она много раз сравнивала принципы карате и танцев, хороший каратист должен двигаться плавно и легко как танцор, от пола и изнутри. Она высмеивала танцы Сэнсэя Нишиямы, говорила, что они выглядят как ката.


Нью-Йорк Таймс:

Федерер (рост 185 см), компактнее в верхней части, толще и сильнее в нижней, сбалансирован. Когда он бежит, он держит верхнюю часть тела почти на одном уровне.


Для эффективности в карате нужно поддерживать вертикальное положение, и не двигаться вверх-вниз, чтобы быть плавным.


Нью-Йорк Таймс:

Он делает, большинство, если не все, свои движения с ног. Это часть его гения.


Хороший каратист каждое действие начинает и контролирует стопами, Сэнсэй Нишияма бы сказал: «даже если двигается один палец он контролируется стопами, стопы как пульт дистанционного управления».


Нью-Йорк Таймс:

Работа его ног становится более очевидной, когда он играет плохо. Тогда он делает выпады или тянется, выглядит неудобным и неустойчивым.



Хорошая работа стоп позволяет быть в нужное время в нужном месте, двигаться плавно, быстро при необходимости, без лишних движений, удалить ненужные движения, иметь больше времени применить эффективную технику с крепкой базой, и оставить противника проигравшим. Плохо использующий работу стоп бросается, испытывая неудобство, теряет осанку, наклоняется и привстаёт.


Ави Рока, 13.09.2009



Возврат к списку

Тел./факс 8 (498) 602-38-43; 8 (903) 517-77-77